О НАРОДЕ КУРАМИНСКОМ
§ 40. О новопроизшедшем сем курамииском народе ясно сказать
никак не можно, как только, что оных почитают ташкенцы, кашкарцы и бухарцы новым.
Границы их в средине городов, принадлежащих к Бухарии. Следовательно, оные -
от каких-нибудь землиц сходцы, как некоторые и утверждают, что сообщество их
составлено из роду перешедших карыкалпаков и хивинцов, по большой части беглых
и разбойников, кои в пределах своих прочих окружающих их народов в сообществе
своем терпеть не могут и ни под каким видом не принимают. Коим по умножении,
как в городах бухарских никаких войск и властей не находится, оными и овладели.
За городом Ташкентом, за рекою Чирчиком, впадающею в Сырдарью, граничат к городу
Кукону. Почитается их не более 10000 человек; весьма достаточны скотом и хлебопашеством,
под властию куконского бека Нурбаты [43], и имеют девять городов от города Ташкента
в 50 верстах: 1) Пискан, в котором до 800 домов; 2) Кереучи, почитается за крепость,
небольшой городок; 3) Шарукия, под властию города Ходжанта; 4) Бока, в коем
1000 домов; 5) Муратали; 6) Киреет Баксу; 7) Карактай; 8) Калаимор; 9) Пангас.
В которых городах сии кураминцы имеют непременное жилище зимою, а в летнее время
выходят около своих городов в степи для распространения хлебопашества и соблюдения
скотоводства; ограничивают свои города довольными и сильными караулами. Народ
довольно, как и киргисцы, вольной; много вреда наносят бухарским караванам.
Главной в роде их Худеяр-бек Фазильбеков, жительство имеет в особливом городе
Уратели Ходжант [44], к которым по неспокойству их для усмирения старались неоднократно
приходить с китайской границы войски, но ни один раз нападения в рассуждении
их храбрости и смелости учинить не могли. Происхождения своего начало не далее
имеют, как в нынешнем веке; закона магометанского. Лет за 50 было их немного,
а ныне до того усилились, что как китайцы, так равно киргиз-кайсаки и ближе
к ним прилежащие дикие киргизы, никакого нападения учинить не смеют. Из числа
своих рукоделий продают кайсакам тканые ковры весьма хорошей работы, которые
называют их персидскими. По полученным же в 1786 году известиям чрез выходящих
из китайского города Кулжи ташкенцев уведали, что начальник кураминского народа
Худияр-бек Фазылбеков с подвластными своими, согласясь с куконским беком же
Нурбатою, пристали к Сарамсаку-хоже (8 Сарамсаком он называется по малолетству,
а настоящее его имя есть Махомедиаф-хожа). [45] и вели с китайцами войну, в
намерении, чтобы Сарамсаку получить или освободить от них принадлежащие во владение
ему Малой Бухарин города, как то: Яркен, Турфан, Кунчу и прочие по наследству;
ибо дядя его Юсуп-хожа был аулие, то есть, святой, и жил в кашкарских городах,
где его почитали вместо хана, а за святость ему и поклонялись. Во время ж еще
Зюнгорской земли, когда сии города были в их зависимости, он жил в Яркене, а
после взят зюнгорскими калмыками в город Аксуй в аманаты, где он пророчествовал,
что Калмыцкая земля разорится, почему его отпустили обратно в Яркен, и когда
у калмыков с китайцами сделалось междуусобие, он был убит. Тогда дети его Айхожа
и Луньхожа, из коих Айхожа - Сарымсаков отец, бежал в город Багдахшан, в коем
был владелец шах или хан, который и хотел, было их выдать обратно; но напоследок
убили их сами. Сарымсак же, в молодых летах тогда бывший, бежал с 500 человек
чрез города Балхи и прочие в Бухарию к Абулгазию-хану, коего столица, хотя была
в Самарканде, но лет тому 25 назад упразднена, а восставлена в Бухарин отцом
и дядею Сарымсак-хожи, откуда он наместником или управителем азиатских народов,
как видно по повелению хана Абулгаэия, определен был Шамратбием при войсках
в Самарканде начальником. Тогда Сарымсак согласил разных республик биев и беков,
обратить на китайцев войну, коему и от бухарского хана Абулгазия даны были войска
немалые. Китайцам же учинилось известно, а сии были от того в великой опасности.
Особливо же узнали о сем китайцы чрез Янчи-бия, старшину диких киргисцов, коего
отец и братья были пойманы китайцами и убиты, а он, Янчи-бий, бежал в Галчу
[46]; по чему явственно, что он Янчи-бий был в согласии против китайцев со стороны
Сарамсаковой. Галча же, не иное что значит, как вольную землю и гористую, которая
лежит за Курамою, и в коей города Багдахшан и Диги Дарвас, и весьма великой
город Каратыгын, ибо сей народ, живучи в сих городах, мало куда выезжает и состоит
из магометанцев, но большею частию разных сект идолопоклонников, которые от
города Кукона лежат к полудню. И крайний их город есть Каратыгын, дней пять
или шесть от Кукона пешим ходом.